Промышленная Москва

Промышленность Москвы

По объёму промыщленного производства Москва в начале 20 века занимала второе место в стране после Петербурга. Предпосылки промышленного раз­вития дореволюционной Москвы были в значительной степени созданы торговлей, ко­торая обеспечила накопление капитала и проторила пути для доставки сырья и сбыта готовой продукции. Промышленному развитию Москвы, формированию её рабочего клас­са, получению сырья и сбыту готовой про­дукции благоприятствовали её выгодное географическое положение в Центре Европей­ской части страны, удобство транспортных связей (особенно после того, как к началу 20 века сформировался Московский железнодорожный узел), а также избыток в окружающих её губерниях рабочей силы. В своём разви­тии промышленность Москвы опиралась на Под­московье, население которого издавна было занято в кустарных промыслах, а затем на фабриках и заводах. Характер­ным для дореволюционной Москвы — центра общерусского рынка — было преобладание лёгкой, преимущественно текстильной, промышленноcти, в то время как машинострое­ние и химия занимали скромное место в промышленной структуре города. В 1913 в лёгкой промышленности было занято 44% всех промыш­ленных рабочих Москвы, в пищевой — 19%, в машиностроении и металлообра­ботке — 18%. Этим Москва отличалась от Петербурга, где крупные машиностроительные предприятия определяли индустриаль­ное лицо города.

Набивные машины на Ситценабивной фабрике А. Гюбнера. Конец 19 века (ныне Шёлковый комбинат имени Я. М. Свердлова).
После Октябрьской революции 1917 Москва сыграла важную роль опорной базы в социалистической реконструкции народного хозяйства всей страны, что способствовало её превращению из «ситцевой» в «металлическую». Большой вклад в реконструк­цию промышленности Москвы внесла Московская городская организация КПСС. Ныне промышленность занимает ведущее место среди отраслевых групп функцио­нальной структуры города. Она фактиче­ски заново создана в советское время, а унаследованные от прошлого фабрики и заводы полностью реконструированы. Ва­ловая продукция промышленности в 1978 по сравнению с 1913 возросла в 223 раза, а по сравнению с 1940 — в 11 раз. В по­следние годы рост валовой продукции промышленности происходил за счёт по­вышения производительности труда и технического уровня производства. За 1966—78 объём валовой продукции вырос в 2 раза, а численность промышленно-производственного персонала — всего лишь на 2,9%.

Завод «Каучук». Отделение холодной вулканизации. 1930.
Для Москвы характерно сочетание промышленных предприятий разных размеров, что позволяет более полно исполь­зовать трудовые ресурсы города. Почти половина всех заводов и фабрик насчи­тывает менее 500 работающих. Но лицо московской промышленности определяют круп­ные предприятия. Предприятия со сред­негодовой численностью работающих до 500 человек составляли (1976) 48,3% общего числа предприятий и дали лишь 8,1% общей валовой продукции, а всего 8,2% предприятий, насчитывающих свыше 3000 работающих, дали 46% валовой продукции.
Создание крупных производственных и научно-производственных объединений повысило роль московских предприятий, прежде всего головных, в своих отрас­лях, а также районоорганизующую роль столицы, которая определяет главные линии формирования функциональной структуры городов Московской и других областей Центрального экономического района.

Трудящиеся Москвы под руководством Московской городской партийной организации вносят важный вклад в ук­репление экономической и оборонной мощи страны, в развитие научно-техниче­ского прогресса, в создание материально-технической базы коммунизма в СССР.

Промышленность Москвы отличается многоот­раслевым составом (см. таблицу 3) и боль­шим разнообразием выпускаемой про­дукции (см. таблицу 4).

Отчётливо выражено ведущее место машиностроения и металлообработки, на долю которых при­ходится около 3/5 общей численности промышленно-производственного персонала и почти половина промышленно-производственных фон­дов. Именно многоотраслевое машино­строение определяет место и роль Москвы в общесоюзной производственной специа­лизации. Машиностроение развивается темпами, превышающими темпы развития промышленности столицы в целом: за 1966—78 его валовая продукция выросла в 3,3 ра­за. В 1977 по сравнению с 1965 стоимость основных фондов в машиностроении и металлообработке выросла в 2,6 раза, в том числе в приборостроении — в 2,7 раза и в автомобильной промышленности — в 3,3 раза.
Москва — место становления таких отраслей советского машиностроения, как автомобилестроение, самолётострое­ние, приборостроение, подшипнико­вая, электротехническая, радиоэлектронная. Крупные московские заводы — как новые (Первый Государственный подшипнико­вый, Автомобильный имени Ленинского комсомола, «Фрезер» имени М. И. Калинина, «Калибр» и другие), так и реконструи­рованные (Станкостроительный «Красный пролетарий» имени А. М. Ефремова, Авто­мобильный имени И. А. Лихачёва, Электромеханический имени Владимира Ильича и «Динамо» имени С. М. Кирова) — явились родоначальниками этих отраслей промыш­ленности.

Первый Государственный подшипниковый завод. Поточная линия шлифования подшипниковых колец.
Всё большее значение в московской промышленности приобретают авангардные на­укоёмкие отрасли (радиоэлектроника, приборостроение, электротехника, про­изводство средств автоматики и вычис­лительной техники), в наибольшей сте­пени соответствующие условиям столич­ного города. Они находятся на переднем крае научно-технического прогресса, об­служивают широкий круг отраслей, тре­буют высокой квалификации исполни­телей, выпускают компактную, весьма транспортабельную продукцию, нужда­ются в меньшей (сравнительно с другими отраслями машиностроения) территории и характеризуются невысоким уров­нем производственной вредности, что позволяет размещать их вблизи от жилых кварталов. Ведущее место в маши­ностроении Москвы принадлежит стан­костроению. Крупные предприятия этой отрасли — станкостроительные заводы «Красный пролетарий» имени А. М. Еф­ремова и имени Г. К. Орджоникидзе. В свя­зи с углублением специализации произошло вычленение отдельных стадий из технологической цепочки станкостроения и образование специализированных за­водов («Станколит», «Станконормаль» и «Станколиния»). Инструментальное про­изводство представлено заводами: «Калибр», «Фрезер» имени М. И. Калинина, Инструментальным, Шлифовального ин­струмента и другими.


Второй часовой завод. Один из цехов.
Из отраслей транспортного машиностроения выделяется автомобилестроение, для которого характерна тесная кооперация со многими другими производствами москов­ской промышленности. Среди них — производство шарикоподшипников, резинотехнических изделий, технических тканей, при­боров, часов, электрооборудования, ла­ков, красок. Московский автозавод имени И. А. Лихачёва (ЗИЛ) — крупнейшее промышленное предприятие столицы — выпус­кает грузовые и легковые автомобили, возглавляет производственное объедине­ние ЗИЛ, в которое входят специали­зированные заводы-смежники. В Мос­кве это заводы Карбюраторный, Кардан­ных валов, Автоагрегатный. Вне столицы предприятия-филиалы расположены в Рязани, Мценске, Сердобске, Рославле, Ярцеве и других городах Центральной России. Головной завод имени И. А. Лиха­чёва развивает научно-исследователь­ские, информационные, проектно-конструкторские звенья, подготовку кадров.
Автомобильный завод имени Ленинского комсомола также возглавляет крупное производственное объединение «Авто­москвич». Он — участник создания род­ственных предприятий в Ижевске и дру­гих городах. Вдвое увеличив в 60-е годы производственные площади, завод раз­вивает систему филиалов вне Москвы (например, в Кинешме), способствуя, как и другие ведущие предприятия столицы, промышленному развитию малых и средних городов. Подобную роль в своих отраслях играют московские машиностроительные, электротехнические, приборостроительные и другие предприятия.

Автозавод имени Ленинского комсомола. Главный конвейер.
В электротехнической промышленности всесоюзное значение имеют заводы: Электромеханический имени Владимира Ильича, Электрозавод имени В. В. Куйбышева, Электромашиностроительный «Динамо», «Москабель», Электроламповый, «Изоля­тор», «Электросвет». Электросчётные ма­шины выпускает Завод счётно-аналити­ческих машин. Среди предприятий при­боростроения — завод «Манометр», изго­товляющий электронные самопишущие приборы, Первый часовой завод имени С. М. Кирова, Второй часовой завод, за­воды тепловой автоматики и нефтяных контрольно-измерительных приборов.
В целом для московского машиностроения характерно развитие завершающих стадий производства, сосредоточенных на крупных головных предприятиях, где осуществляется сборка и выпуск го­товой продукции; вместе с тем в Москве имеется много предприятий, специализированных на производстве какого-то од­ного определённого вида изделий или да­же определённой детали. Среди них — заводы шарикоподшипников, насосов, прожекторный, компрессоров, вентиля­торный и др. Глубокая специализация объясняется прежде всего высоким общим уровнем развития московского маши­ностроительного комплекса, крупными масштабами производства, обилием родст­венных предприятий. Всё это создало бла­гоприятные предпосылки для возникно­вения предприятий промышленного сервиса, вы­пускающих разнообразную продукцию для машиностроения в целом и для групп родственных заводов. Большое внимание, уделяемое в Москве экологическим тре­бованиям, определило «усечение» не­которых звеньев технологического про­цесса, присущих обычно крупным маши­ностроительным заводам.
Металлургические предприятия Москвы обеспечивают нужды московских машиностроительных заводов, выполняют роль опытных производств. Таковы завод «Серп и молот», Комбинат твёрдых спла­вов. Трубный завод.

Карачаровский механический завод. Линия сборки кабин пассажирских лифтов.
Лёгкая промышленность, господствовавшая в дореволюционной Москве, за годы Советской власти в три раза сократила свою долю в общемосковском промышленном производстве. Однако это сокращение сопровождалось резким уве­личением объёма выпускаемой продук­ции. Одна из традиционных её отраслей — текстильная — увеличила объём валовой продукции в 1978 по сравнению с 1913 в 31 раз.
Текстильное производство весьма разнообразно (выпуск хлопчатобумажных, шерстяных, шёлковых, технических тка­ней). Оно выполняет роль «стержня» в группе отраслей, к которой относятся также трикотажная и швейная отрасли. Ведущее значение принадлежит или крупным предприятиям полного цикла, включающим отделку тканей, или же специализирующимся только на отделке. Это особенно проявляется в шёлковом производстве. Шёлковые комбинаты » Красная Роза» имени Р. Люксембург, имени Я. М. Свердлова, имени П. П. Щербакова отделывают суровые ткани, поступающие от фабрик Подмосковья и из других рай­онов страны. В хлопчатобумажном и шерстяном производстве известны круп­ными размерами и высоким качеством тканей старинные предприятия — «Трёхгорная мануфактура» имени Ф. Э. Дзержинского, Первая ситценабивная фабри­ка, Тонкосуконная фабрика имени Петра Алексеева, Краснохолмский камволь­ный комбинат.
Завод «Красный богатырь». Полуавтоматическая машина для производства обуви.
Наибольшее развитие среди отраслей лёгкой промышленности получило производство швейных изделий (Объединение «Боль­шевичка» и др.). Создана также крупная обувная промышленность (фабрики «Буревестник», «Парижская Коммуна», имени В. П. Кап­ранова и другие). Рост валовой продукции этих отраслей весьма значителен (за 1913—78 в швейной — в 381 раз, в обув­ной — в 124).
Пищевая промышленность ориентирована главным образом на удовлетворение потребностей города, но имеет в своём со­ставе ряд предприятий, работающих на всю страну и получивших всесоюзную известность. Среди них, например, кондитер­ские фабрики имени П. А. Бабаева, «Крас­ный Октябрь», «Большевик». В 1978 по сравнению с 1940 валовая продукция пищевой промышленности увеличилась почти в 3,1 раза, по сравнению с 1913 — в 24 раза.
Химическая промышленность относится к числу профилирующих отрас­лей московской индустрии. Она тесно связана с машиностроением, которое снаб­жает лаками и красками, и с текстиль­ной промышленностью. Её лицо определяют круп­ные предприятия, построенные или реконструированные в годы пятилеток, такие, как Дорогомиловский химиче­ский завод, Дербенёвский химический завод, завод «Каучук», Химический имени П. Л. Войкова и другие. Специфика этой отрасли в Москве заключается в высоком удель­ном весе тонкой химии, значит, развитии парфюмерного и фармацевтического про­изводств. Новыми для Москвы отраслями являются нефтеперераба­тывающая (Нефтеперерабатываю­щий завод в Капотне) и нефтехими­ческая промышленность. Валовая про­дукция химической и нефтехимической промышленности растёт темпами, опережающими средние темпы развития промышленности Мос­квы в целом. В 1978 по сравнению с 1940 она увеличилась в 13 раз.

Бескудниковский комбинат строительных материалов и конструкций №1.
Размах строительства потребовал создания крупной промышленности строи­тельных материалов и особен­но производства железобетонных конст­рукций, что позволило успешно развивать сборное домостроение и решить пробле­му жилищной обеспеченности населения. Эта отрасль промышленности увеличивала объём выпускаемой продукции особенно высо­кими темпами. В 1978 по сравнению с 1940 валовая продукция её выросла в 28 раз, то есть темпы её развития были в 2,6 раза больше, чем темпы роста москов­ской промышленности в целом.
Специфически столичной отраслью является полиграфическая промышленность, обслуживающая нужды крупнейшего в стране издательского цент­ра. В полиграфической промышленности занято почти столько же работающих, сколько и в промышленности строительных материалов. Общий объём валовой продукции этой отрасли в 1978 по сравнению с 1940 уве­личился в 10 раз.
Электроэнергетика, не выделяясь в структуре московской промышленности по числу занятых, отличается высокой долей в основных производственных фондах, занимая по этому показателю второе место вслед за машиностроением и метал­лообработкой. За годы Советской власти в Мо­скве создана мощная энергетическая база.
Центральный диспетчерский пункт управления Единой энергетической системы СССР.
В довоенные годы город получал электроэнергию от построенных в 1920—30-е годах городских ТЭЦ и сооружённых по плану ГОЭЛРО в Московской и приле­гающих областях районных тепловых электростанций (в Кашире, Шатуре, Но­вомосковске и др.), работавших на мест­ном топливе (торф, подмосковный уголь). Электроэнергия поступала также от ГЭС, возведённых на верхней Волге и канале имени Москвы (Иваньковская и др.). В послевоенные годы электроэнергия стала поступать с волжских ГЭС, свя­занных с Москвой мощными линиями электропередачи (ЛЭП). Современное электроснабжение Москвы обеспечивает Единая электроэнергетическая система (ЕЭС) Европейской части СССР, подаю­щая электроэнергию по многочисленным ЛЭП напряжением 220, 330 и 500 кВ. Важную роль в снабжении столицы электроэнергией и теплом играют входящие в ЕЭС мощные городские ТЭЦ и подмос­ковные тепловые электростанции Мосэнерго, работающие в основном на при­возном топливе (мазут, природный газ, уголь). С 1940 по 1978 валовая продук­ция электроэнергетики росла опережающими по сравнению с промышленностью в целом темпами и увеличилась в 17 раз.

ПРОМЫШЛЕННАЯ ТЕРРИТОРИЯ

4.1 Промышленно-производственная зона — это функционально-специализированная часть территории города, включающая объекты материального производства, коммунального хозяй­ства, производственной инфраструктуры, науки и научного обслуживания, подготовки кадров, другие объекты непроизводственной сферы, обслуживающие материальное и нематериальное про­изводство.

4.2* При выделении территории промышленных зон на основе общего функционального зонирования города следует учитывать эффективность их связей с селитебными, рекреационными и другими территориями. При планировочном формировании промышленной зоны необходимо, чтобы:

а) доля территории с производственными функциями составляла не менее 60-65 % общей территории зоны;

б) производственные объекты размещались достаточно компактно и между ними не было крупных функционально чужеродных образований;

в) зона была обеспечена транспортными магистралями общегородского значения, которые связывали бы ее с другими функциональными зонами города и формировали основу ее планировочного каркаса.

При размещении промышленных зон (районов) следует руководствоваться сбалансирован­ностью мест приложения труда и мест проживания. При этом необходимо формировать взаимосвя­занную систему обслуживания работающих на предприятиях и населения прилегающих к промыш­ленной зоне жилых районов.

Для полноценного функционирования зоны необходимо наличие одного или нескольких об­щественных центров обслуживания, размещаемых преимущественно на стыке с селитебными территориями. В состав общественного центра следует включать учреждения как ведущих функций (управленческие, научно-проектного, информационного обслуживания), так и сопутствующих с избирательной номенклатурой услуг (объекты культурно-бытового обслуживания, общественного питания, здравпункты и др.).

В состав общественного центра обслуживания следует также включать сооружения физкультурно-оздоровительного назначения из расчета на 1000 работающих: открытых плоскостных спор­тивных сооружений — 0,02 га, спортивных залов — 60 м2 площади пола, бассейнов — 82 м2 зеркала воды, помещений реабилитационного назначения -15м2 общей площади.

4.3 Промышленную зону следует расчленять в зависимости от размеров на структурные элементы, промышленные районы, промышленные узлы, территориальные группы предприятий, отдельные предприятия. Формирование структурных элементов должно осуществляться в рамках общей программы функционально-территориальной и архитектурно-планировочной организации промышленной зоны.

4.4 При выделении территорий промышленных районов как специализированной функцио­нально-планировочной единицы необходимо наряду с производственными критериями учитывать планировочные факторы: конфигурацию городского плана, сеть городских улиц, рельеф, ланд­шафтные ограничения и т.д.

4.5 Промышленные районы в городе по архитектурно-планировочным условиям и факторам формирования следует подразделять на градостроительные категории, для каждой из которых предназначен функционально-адекватный состав размещаемых предприятий:

— выделяющих производственные вредоносности и требующих железнодорожного транспорта, а также характеризующиеся особыми условиями производства (пожароопасные, взрывоопас­ные, радиоактивные). Их размещают в отдалении от селитебных территорий в соответствии с санитарными и противопожарными нормами;

— не выделяющих вредных веществ, но требующих железнодорожных подъездных путей, что обусловливает необходимость и целесообразность их размещения в периферийной части города. Отдаление таких предприятий от жилой застройки на значительное расстояние не является строго необходимым;

— без выбросов производственных вредностей и с небольшим грузооборотом (не более 40 автомобилей в сутки в одном направлении), не требующих устройства железнодорожных путей. Такие предприятия требуют минимальных санитарно-защитных разрывов и могут располагаться в пределах селитебной территории.

Минимальные санитарно-защитные разрывы для всех производственных зданий и складов, не выделяющих в окружающую среду вредных, неприятно пахнущих и пожароопасных веществ, не создающих повышенных уровней шума, вибрации, электромагнитных излучений и не требующих подъездных железнодорожных путей, должны быть не менее 50 м.

4.6 Крупные промышленные районы (число предприятий более 40, количество трудящихся 30-40 тыс. чел., площадь территории 300-400 га) целесообразно планировочно расчленять на про­мышленные узлы, решенные на основе единого архитектурно-планировочного замысла с выражен­ными планировочными границами, общностью инженерно-технической инфраструктуры, вспомо­гательных производств, объектов социально-бытового обслуживания. Средние параметры про­мышленного узла: число предприятий 10-40, численность трудящихся 20-30 тыс. чел., величина территории 120-220 га.

4.7 Исходя из социальных, экономических и градостроительных требований необходимо про­мышленные узлы и районы, размещаемые в центральной зоне города, формировать из предпри­ятий с наиболее высокой профессиональной привлекательностью, на базе прогрессивных видов современного производства, экологически чистых технологий, характеризующихся наибольшей интенсивностью использования внутриплощадочных (внутризаводских) территорий и не требу­ющих подъездных железнодорожных путей.

Промышленные узлы и районы, размещаемые в периферийном поясе города, целесообразно формировать из предприятий с относительно ограниченным отраслевым разнообразием; или они могут быть узкоспециализированными при достаточно большом числе входящих в их состав пред­приятий. Интенсивность внутриплощадочного использования территории здесь допускается сущес­твенно ниже, чем в центральной зоне, в соответствии с квалиметрическим зонированием.

4.8 Размеры общей площади территории промышленных районов и узлов не должны превы­шать:

а) для металлургических заводов с полным циклом и связанных с ними коксохомических цехов, энергетических вспомогательных объектов, а также предприятий нефтехимической и хими­ческой промышленности — 1000-1500 га;

б) для металлургических заводов с неполным циклом, заводов тяжелого и среднего машино­строения, с учетом энергетических, вспомогательных объектов и кустовых строительных баз-750-1000 га;

в) для крупных многоотраслевых групп, образованных предприятиями тяжелого и среднего машиностроения с дополняющими и обслуживающими объектами и резервируемыми пло­щадками, — 300-700 га;

г) для групп небольшого числа средних и малых специализированных предприятий тяжелого и среднего машиностроения, а также крупных предприятий легкой промышленности и сопут­ствующих объектов с подъездными путями и энергетической группой, образующих промыш­ленные районы и узлы, — 50-150 га;

д) для предприятий легкой промышленности, среднего машиностроения, формирующих про­мышленные узлы в районе общих транспортных или энергетических объектов, — 100-150 га;

е) для территориальных групп средних и небольших предприятий машиностроительной, легкой и пищевой промышленности, при внеселитебном размещении и обслуживании железнодорожным транспортом и кустовым энергетическим хозяйством — 50-100 га; при размещении в селитебной зоне безвредных в санитарном отношении производств легкой промышленности без обслуживания железнодорожным транспортом с преимущественно многоэтажной застройкой — до 20 га.

Примечание.Исключается формирование многоотраслевых комплексов на территории, превыша­ющей 1-2 тыс. га без их структурирования на промышленные зоны и узлы, а также группировка мелких предприятий местной и кооперативной промышленности, разме­щаемых на внутриселитебных участках общей площадью более 1 га.

4.9 При решении архитектурно-планировочных задач формирования промышленно-производственной зоны необходимо:

— учитывать возможную потребность и направление территориального развития в увязке с основными композиционными осями города;

— обеспечить связи с главными транспортными коммуникациями, образующими планировоч­ный каркас города;

— обеспечить композиционную взаимосвязь производственной застройки с окружением;

— учитывать условия восприятия различных участков промышленной застройки в городской среде;

— обеспечить создание санитарно-защитных зон с включением их в единую систему озеленения города.

4.10* Размеры санитарно-защитных зон для промышленных предприятий или однотипных промобразований необходимо определять в зависимости от количества газо- и пылеобразных вы­бросов, неприятно пахнущих веществ, создаваемого шума, вибрации, электромагнитных излучений, ультразвука, радиоактивных веществ и других вредных факторов в соответствии с действующими санитарными нормами размещения промышленных предприятий и методикой расчета концентра­ции в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий, а также с учетом требований защиты от шума и других требований (раздел 10).

Размеры санитарно-защитной зоны завода по обезвреживанию токсичных промышленных от­ходов (ТПО) мощностью до 100 тыс. т отходов в год необходимо принимать 500 м, а 100 тыс. т и больше- 1000м.

Размеры санитарно-защитной зоны участка захоронения ТПО до границы населенных пунктов, открытых водоемов, а также до объектов культурно-оздоровительного назначения принимается не меньше 3000 м. Площадки захоронения ТПО размещаются на расстоянии не меньше: 200 м от автомобильных дорог, железнодорожных путей общей сети, 50 м от границы лесонасаждений, которые не предназначены для рекреации.

Размеры санитарно-защитных зон заводов по обезвреживанию ТПО и площадок захоронения ТПО могут быть уменьшены только при проведении расчетов и обоснования в соответствии с требованиями санитарных правил и норм.

Территория санитарно-защитных зон промышленных предприятий не должна рассматриваться в качестве резерва расширения территорий предприятий.

4.11 В санитарно-защитной зоне не допускается размещать жилые здания, детские дошкольные учреждения, общеобразовательные школы, учреждения здравоохранения и отдыха, спортивные сооружения, сады, парки, садоводческие товарищества и огороды.

В территориально-производственные образования, отделенные от селитебной территории сани­тарно-защитной зоной шириной более 1000 м, не следует включать предприятия с санитарно-защит­ной зоной до 100 м, особенно предприятия легкой и пищевой промышленности.

4.12* Устройство отвалов, шлаконакопителей, хвостохранилищ, отходов и отбросов предпри­ятий в пределах промышленной зоны не допускается. При обосновании невозможности их утилиза­ции участки для них следует размещать за пределами предприятий и II пояса зоны санитарной охраны подземных водоисточников с соблюдением санитарных норм, а также норм и правил безопасности, утвержденных или согласованных с соответствующими инстанциями. При этом для промышленных узлов и районов, как правило, следует предусматривать централизованные (группо­вые) отвалы.

Отвалы, содержащие уголь, сланец, мышьяк, свинец, ртуть и другие горючие и токсичные вещества, должны быть размещены от жилых и общественных зданий и сооружений на расстоянии не ближе расчетного опасного сдвига отвалов.

Размещение в населенных пунктах новых терриконов и отвалов, которые могут быть источни­ками загрязнения атмосферного воздуха или иного вредного влияния на него, запрещается.

При рассмотрении проектной документации по формированию промышленных образований следует особое внимание обращать на внедрение новых технологий с ориентацией на максималь­ную утилизацию промышленных отходов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *