Прокладка теплотрассы

Проектирование наружных тепловых сетей: состав проекта, нормы и правила при разработке

Классификация теплосетей по основным признакам и основные методы проектирования

Есть несколько критериев, по которым может различаться система. Это и способ их размещения, и назначение, и район теплоснабжения, их мощность, а также множество дополнительных функций. Проектировщик в момент проектирования системы теплоснабжения обязательно узнает у заказчика какой объем энергии ежесуточно должна транспортировать линия, сколько выходных отверстий иметь, какие условия эксплуатации будут – климатические, метеорологические, а также как не испортить городскую застройку.

Согласно этим данным можно выбрать один из типов прокладки. Рассмотрим классификации.

По типу укладки

Различают:

  • Воздушные, они же надземные.

Применяется такое решение не слишком часто из-за трудностей монтажа, сервисного обслуживания, ремонта, а также из-за неприглядного вида таких мостов. К сожалению, проект обычно не включает декоративные элементы. Это обусловлено тем, что коробы и другие конструкции для маскировки часто препятствуют доступу к трубам, а также мешают своевременно увидеть проблему, например, протеку или трещину.

Решение проектирования воздушных теплосетей принимают после инженерных изысканий на предмет обследования районов с сейсмической активностью, а также высоким уровнем залегания грунтовых вод. В таких случаях нет возможности копать траншеи и проводить наземную укладку, так как это может быть непродуктивно – природные условия могут повредить обшивку, влажность повлияет на ускоренную коррозию, а подвижность грунтов приведет к изломам трубы.

Еще одна рекомендация для проведения надземных конструкций – это плотная жилая застройка, когда просто нет возможности копать ямы, или в случае, когда на этом месте уже существует одна или несколько линий действующих коммуникаций. При проведении земельных работ в этом случае велик риск повредить инженерные системы города.

Монтируются воздушные теплосети на металлические опоры и столбы, где крепятся на обручи.

  • Подземные.

Они, соответственно, прокладываются под землей или на ней. Существует два варианта проекта системы теплоснабжения – когда укладка осуществляется канальным способом и бесканальным.

В первом случае прокладывается бетонный канал или тоннель. Бетон армируется, могут использоваться заранее заготовленные кольца. Это защищает трубы, обмотку, а также облегчает процесс проверки и обслуживания, так как вся система находится в чистоте и сухости. Защита происходит одновременно от влаги, грунтовых вод и подтоплений, а также от коррозии. В том числе такие меры предосторожности помогают предотвратить механическое влияние на линию. Каналы могут быть монолитной заливки бетоном или сборные, их второе название – лотковые.

Бесканальный способ менее предпочтителен, но он занимает гораздо меньше времени, трудозатрат и материальных средств. Это экономически эффективный способ, но сами трубы используются не обычные, а специальные – в защитной оболочке или без нее, но тогда материал должен быть из поливинилхлорида или с его добавлением. Затрудняется процесс ремонта и монтажа, если предполагается реконструкция сети, расширение теплосети, так как нужно будет вновь совершать земельные работы.

По типу теплоносителя

Транспортироваться могут два элемента:

  • Горячая вода.

Она передает тепловую энергию и может попутно служить в целях водоснабжения. Особенность в том, что такие трубопроводы не укладываются в одиночку, даже магистральные. Их необходимо проводить в количестве, кратном двум. Обычно это двухтрубные и четырехтрубные системы. Это требование обусловлено тем, что нужна не только подача жидкости, но и ее отвод. Обычно холодный поток (обратка) возвращается на тепловой пункт. В котельной происходит вторичная обработка – фильтрация, а затем нагрев воды.

  • Пар.

Это более трудные в проектировании теплосети – пример их типового проекта содержит условия защиты труб от сверхгорячих температур. Дело в том, что паровой носитель гораздо горячее, чем жидкость. Это дает увеличенный КПД, но способствует деформации трубопровода, его стенок. Это можно предотвратить, если использовать качественные стройматериалы, а также регулярно следить за возможными изменениями в давлении напора.

Также опасно еще одно явление – образование конденсата на стенках. Необходимо сделать обмотку, которая будет отводить влагу.

Опасность также подстерегает в связи с возможными травмами при обслуживании и прорыве. Ожог паром очень сильный, а так как вещество передается под давлением, то может привести к значительным повреждениям кожных покровов.

По схемам проектирования

Также эту классификацию можно назвать – по значению. Различают следующие объекты:

  • Магистральные.

Они имеют одну только функцию – транспортировка на длительные расстояния. Обычно это передача энергии от источника, котельной, до распределительных узлов. Здесь могут находиться теплопункты, которые занимаются разветвлением трасс. Магистрали имеют мощные показатели – температура содержимого до 150 градусов, диаметр труб – до 102 см.

  • Распределительные.

Это менее значительные линии, цель которых – доставить горячую воду или пар к жилым зданиям и промышленным предприятиям. По сечению они могут быть различные, его выбирают в зависимости от проходимости энергии в сутки. Для многоквартирных домов и заводов используют обычно максимальные значения – они не превышают 52,5 см в диаметре. В то время как для частных владений жители обычно подводят небольшой трубопровод, который может утолить их нужды в тепле. Температурный режим обычно не превышает 110 градусов.

  • Квартальные.

Это подтип распределительных. Они обладают теми же техническими характеристиками, но служат цели распределения вещества по зданиям одной жилой застройки, квартала.

  • Ответвления.

Они предназначены для соединения магистрали и теплопункта.

По источнику тепла

Различают:

  • Централизованные.

Исходная точка теплоотдачи – это крупная станция обогрева, которая питает весь город или большую его часть. Это могут быть ТЭЦ, большие котельные, атомные станции.

  • Децентрализованные.

Они занимаются транспортированием от небольших источников – автономных теплопунктов, которые могут снабжать только маленькую жилую застройку, один многоквартирный дом, конкретное промышленное производство. Автономные источники питания, как правило, не нуждаются в участках магистралей, так как они находятся рядом с объектом, сооружением.

Трубы. Тепловые сети сооружаются из стальных труб. Бесшовные горячекатаные выпускаются с наружным диаметром 32-426 мм., электросварные прямошовные и со спиральными швами — более 426 мм. Неметаллические полимерные и винилопластовые трубы могут применяться при давление до 0,6 МПа и температуре до 100оС (винилпластовые до 60 оС) и поэтому используются только в ГВС.

Арматура. К запорной и регулирующей арматуре относятся вентиля и задвижки.

Опоры трубопроводов.Подразделяются на подвижные, предназначенные для восприятия массы теплопровода и обеспечения свободного перемещения в горизонтальном направление и неподвижные.

По конструктивному устройству подвижные опоры различают: опоры скольжения (при всех видах прокладки), качения (катковые и роликовые, хорошо работают на прямолинейных участках, хуже на криволинейных), подвесные, используются при малых диаметрах.

Неподвижные опоры предназначены для фиксации в определенной позиции элементов теплопровода, не допускающих смещения — в камерах у ответвлений, в точках расположения запорной арматуры, у сальниковых компенсаторов.

Компенсаторы.При протекания горячего теплоносителя по трубопроводам происходит температурное удлинение участков, жестко защемленных неподвижными опорами. Возникают значительные напряжения продольного изгиба, способные разрушить конструкцию, для их устранения используют компенсаторы. Которые по принципу действия можно разделить на две группы: гибкие радиальные, это изогнутые под углом участки труб с обязательным обеспечением просвета в каналах для свободного перемещения плеч труб; и осевые, в которых удлинения воспринимаются телескопическим перемещением труб относительно друг друга. Герметичность обеспечивается сальниковой набивкой и требуют надзор за его состоянием.

Камеры устраиваются по трассе для размещения отключающей арматуры, неподвижных опор, сальниковых компенсаторов, дренажных устройств, в местах подключений ответвлений к потребителям. Спуск в камеры через люки по лестнице, высота камеры не менее 2 м., дно устраивается с уклоном 0,02 к приямку.

Горячее водоснабжение зданий

Проектирование теплотрасс

Тепловые сети — одни из основных инженерных систем жилых, коммерческих и промышленных объектов. Они обеспечивают в помещениях температурный режим, необходимый для комфортного пребывания в них людей или для протекания технологических процессов. Чтобы теплотрассы полностью выполняли свои задачи и не создавали проблем в ходе эксплуатации, их проектирование должно быть выполнено с учетом всех нормативных требований. Эта работа требует опыта, специальных знаний и внимания к деталям, поэтому к ее выполнению следует привлекать профессионалов.

Особенности эксплуатации теплотрасс

Данные коммуникации поставляют тепло конечным потребителям. В них циркулирует теплоноситель с высокой температурой, которую поддерживают центральные котельные. При проектировании систем особое внимание уделяется вопросам безопасности и энергоэффективности. Трубопроводы прокладывают так, чтобы исключить вероятность их повреждения и вытекания высокотемпературной рабочей среды. При наружной прокладке трубы утепляются для снижения потерь тепла, а если есть риск промерзания, оснащаются системами автоматического подогрева.

При проектировании теплотрасс должна учитываться специфика дальнейшего использования коммуникаций. В ходе эксплуатации тепловых магистралей необходимо обеспечить выполнение ряда условий:

  • температура поступающего на объекты теплоносителя должна соответствовать характеристикам локальных систем отопления;
  • теплоноситель из магистрали не должен попадать в трубопроводы горячего водоснабжения;
  • рабочая среда должна циркулировать таким образом, чтобы в системе поддерживались стабильные температурные показатели;
  • коммуникации должны быть защищены от образования засоров, протечек и других форс-мажорных ситуаций;
  • материалы труб должны соответствовать температурному режиму эксплуатации, быть устойчивыми к коррозии, деформации, износу.

Все это можно гарантировать только при грамотном проектировании теплотрасс. Вторым важным условием является точное соблюдение проектных решений в ходе монтажа.

Этапы проектирования теплотрасс

  • Составление ТЗ. Исходные данные для разработки проекта предоставляются в произвольной форме. Заказчик сам может предоставить проектировщику необходимую информацию или обеспечить специалисту доступ на объект для самостоятельного обследования.
  • Инженерные расчеты. На этой стадии проектирования определяются необходимые параметры теплоносителя, диаметры труб, схема расположения основных узлов теплотрасс, характеристики отопительных агрегатов, циркуляционных насосов и другого оборудования.
  • Составление проекта. Этап предусматривает создание полного пакета документации, включающей подробное описание системы, расчеты ее рабочих параметров, смету и спецификацию, чертежи и рекомендации по монтажу тепловой сети, другие разделы.

После завершения проектирования теплотрассы готовый пакет документов должен быть предоставлен в контролирующие инстанции на согласование. Только после получения всех разрешений можно приступать к обустройству системы.

Выбор комплектации и способа прокладки теплотрасс

На сегодняшний день при проектировании тепловых сетей применяются разные инженерные решения. По комплектации различают системы:

  • С двумя трубами — подающей и обратной. Горячий теплоноситель поступает в подающую трубу, циркулирует по системе отопления и возвращается обратно для подогрева. Такие теплотрассы проектируются в частных домах, офисах, на складских и промышленных объектах.
  • С тремя трубами. Коммуникации этого типа имеют резервный трубопровод, который подключается в случае выхода из строя основной магистрали.
  • С четырьмя трубами. Проектирование таких теплотрасс практикуется для подачи на объект одновременно теплоносителя для систем отопления и горячей воды для бытового использования.

По способу прокладки различают тепловые трассы двух типов:

  • Наземные. Такой метод монтажа быстрее и проще, так как не требует проведения большого объема земляных работ. Кроме того, наземные коммуникации легко поддаются визуальному контролю, к любому их участку есть свободный доступ для ремонта или обслуживания.
  • Подземные. Прокладка труб в грунте — традиционное решение при проектировании теплотрасс. Трубопроводы могут укладываться в бетонных каналах или прямо в траншее.

Выбор того или иного метода требует от специалиста знания нормативных требований, точных расчетов и умения определять оптимальный вариант.

Стоимость проектирования теплотрассы

На каждом объекте есть свои требования к работе систем отопления, подключенным к центральным тепловым магистралям. Поэтому проектирование теплотрасс выполняется индивидуально для каждого конкретного случая. Повторное использование одного и того же проекта на разных объектах невозможно, так как в этом случае не удается учесть всех нюансов.

На стоимость проектирования теплотрасс влияют следующие факторы:

  • протяженность магистрали;
  • особенности участка, на котором прокладывается система;
  • способ прокладки и конфигурация трубопроводов;
  • цена материалов и оборудования, а также некоторые другие.

Чтобы узнать больше, обращайтесь в компанию «Тепловые Энергетические Системы». У нас вы можете заказать не только проектирование теплотрасс, но и их монтаж под ключ с гарантией.

бесплатная консультация специалиста

Для чего нужна тепловая камера и как она комплектуется

Одним из главных элементов сетей энергоснабжения является тепловая камера – заглубленное в грунт сооружение, в котором размещается запорная арматура, предназначенная для управления участками трубопроводов, подводящих энергоноситель непосредственно к конечному потребителю.

Как выполняется тепловая камера

Стандартное решение теплотрассы предполагает прокладку трубопроводов прямой и обратной подачи теплоносителя для чего используются серийные железобетонные изделия — лотки, заглубленные в грунт и закрытые сверху плитами.

В местах врезки в магистральный трубопровод отводящих сетей, устраиваются специальные сооружения, позволяющие разместить там задвижки, приводы для них, а также обеспечить возможность ремонта или замены запорной арматуры непосредственно на месте.

Нередко, для таких сооружений используются сборные железобетонные элементы тепловых камер, выпускаемые предприятиями стройиндустрии. Они представляют собой коробчатые блоки, из которых собирается камера размерами 2,5×2,5 м или 3,0×3,0 м, а высота его может быть различной, в зависимости от глубины заложения теплотрассы.

Эти элементы выпускаются высотой 0,9 м трех разновидностей:

  • днище;
  • крышка с отформованным в заводских условиях отверстием под люк колодца;
  • кольцо.

Из этих изделий тепловая камера монтируется очень быстро и с минимумом трудозатрат.

Однако зачастую размеры камер отличаются от типовых, и тогда тепловая камера собирается из других железобетонных конструкций:

  • фундаментных блоков, из которых выкладываются стенки камеры с проемами под трубопроводы;
  • плит перекрытий теплотрасс размерами от 1,45×1,50 м до 2,3×2,0 м, с одним или двумя отверстиями под люки, рассчитанные на различные нагрузки для устройства камер под автодорогами или под пешеходной зоной.

Однако в каком бы исполнении не было бы запроектировано это сооружение, элементы тепловых камер защищаются снаружи оклеечной или обмазочной гидроизоляцией, предохраняющей железобетон от воздействия атмосферных осадков и грунтовых вод.

Как проектируется теплокамера и где ее лучше укомплектовать

Размеры теплокамеры определяются диаметром проходящих трубопроводов и соответственно габаритами задвижек и приводов для них. Зачастую тепловая камера получается таких размеров, что для нее потребуется две плиты перекрытия. В этом случае потребуется дополнительная опорная балка, которая укладывается на стены посередине пролета.

Поскольку при ремонте теплотрассы или регламентных работах на трубопроводах возникающие остатки воды из системы, попадают в теплокамеру, рядом с ней проектируется дренажных колодец, куда эта вода стекает за счет уклона в сторону колодца, с которым выполняется бетонный пол в камере.

Безусловно, если использовать при монтаже готовые элементы тепловых камер, можно значительно снизить трудозатраты на площадке и сократить срок строительства, однако стандартные размеры годятся далеко не всегда.

Комплектация материалами и конструкциями от одного поставщика позволяет строительным предприятиям выработать единую систему логистики грузов, что дает возможность оптимизировать издержки на автотранспорт и снизить себестоимость устройства теплотрассы. Одним из таких поставщиков, весьма популярных в Москве и Московской области является столичный завод ЖБИ-4.

Наше предприятие изготавливает железобетонные изделия в ассортименте, позволяющем комплектовать как инженерные сети, включая теплотрассы, так и здания жилого, общественного и промышленного назначения. При необходимости, завод ЖБИ-4 сможет самостоятельно доставить собственную продукцию на стройплощадку покупателя.

< Предыдущая Вернуться к списку статей

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *