История Василия Блаженного

Содержание

Храм Василия Блаженного — история создания

1 156

В Москве имеется огромное количество достопримечательностей и памятников старины. Древнейший и красивейший из которых – Храм Василия Блаженного. Он во истину является символом всей России.

В этой статье речь пойдет об одной из достопримечательностей Москвы, которая находится на Красной площади.

История возникновения

Правильное название этого здания – Собор Покрова Пресвятой Богородицы. Но из-за церкви, входящей в комплекс Собора и названной именем блаженного, его стали называть Храмом Василия Блаженного.

В давние времена, когда Русью правил царь Иван Грозный, на Красной площади (тогда она называлась Троицкой) ставились деревянные церквушки, в знак победы над врагами. К 1552 году церквушек стало достаточно много. Так случилось, что именно в праздник Покрова Божьей Матери, русские воины взяли Казанскую крепость. И тогда царь Иван Грозный приказал деревянные церкви объединить в один каменный храм. Храм был назван Покровским собором.

Храм Василия Блаженного — история создания

Строительство Собора закончилось в 1561 году. К 1722 году на территории Собора находилось 18 церквей, в том числе и церковь Василия Блаженного. Но в 1737 году Собор и большая часть церквей, практически полностью выгорела во время сильного пожара. Собор быстро восстановили, после этого он много раз строился и перестраивался.

Возможно, вам также будет интересна статья: Возникновение государственности у восточных славян

Свое название Храм получил в честь местного юродивого. Он ходил с цепями, надетыми на голое тело, в любое время года. Это было, своего рода, наказанием за людские грехи. Местное население считало Василия Блаженного чудотворцем и ясновидящим. Ведь когда-то он точно предсказал пожар, который уничтожил половину Москвы. И даже царь Иван Грозный почитал юродивого и немного опасался его.

Умер Василий Блаженный в августе 1557 года в возрасте 82 лет. Интересен тот факт, что на похороны собрался весь город, и сам царь с князьями нес гроб с телом блаженного в церковь. Его похоронили около недостроенного храма. Через 30 лет над его могилой воздвигли постройку. В ней поставил алтарь с престолом для богослужений. Пристройке дали имя Блаженного, и позднее на здесь была воздвигнута церковь, здесь же поместили и мощи блаженного.

Описание Храма

Православный Храм невероятной красоты пользуется особой популярностью у туристов. Он похож на сказочный дворец. Изначально он был белого цвета, потом, после каждой реставрацией, его стали разукрашивать яркими красками. Но самыми красочными оказались купола. Храм уникален тем, что на всех 10 куполах рисунки разные, здесь нет ни одного похожего на другой купол.

Храм Василия Блаженного — история создания

Высота Храма 65м.

Уникальность состоит в том, что ни у Собора, ни у церквей нет подвалов. Они стоят на подклете.

В современном Соборе располагается 10 отдельных церквей, в том числе и Церковь Василия Блаженного. Каждая церковь имеет имя святого, в честь которого она названа. Центральная башня названа в честь праздника – Покрова Божьей Матери.

Внутри церковь расписана уникальными изображениями святых и сценами из их жизни. В храме можно увидеть редкие иконы в сочетании с фресками 16 века и росписью 17 века.

Но несмотря на пожары и войны, происходившие за это время, Храму удалось выстоять и избежать полного разрушения.

В современном Соборе каждый год в праздник Покрова дня проводятся богослужения

Сейчас в Соборе располагается филиал Государственного исторического музея. В музее представлена изумительная коллекция колоколов, отлитых в период с 1547 по 1996 год, а также коллекция оружия русских воинов.

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения Вечерком Храмы России — фотографии и краткое описание

Подборка достояния России, самые красивые храмы РФ

Кафедральный собор во имя Рождества Пресвятой Богородицы город Ростов-на-Дону.

Храм построен по типовому проекту архитектора К. А. Тона и внешне очень схож с другими его храмами, построенными по его проектам: храмом Христа Спасителя в Москве и несохранившимися до наших дней Введенским храмом Семеновского полка в Санкт-Петербурге и Святодуховским кафедральным собором в Петрозаводске. Но говорить о том, что один является копией другого – неправильно.

Кроме того, в 1887 г. по проекту войскового архитектора-инженера А. А. Кампиони и художника-архитектора Д. В. Лебедева с его западной стороны, была воздвигнута четырехъярусная колокольня с церковью Святого Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских и звонницей, высотой 75 метров. Благовест ее 10-тонного колокола слышен на 42 версты по Задонью.

Казанский кафедральный собор в Санкт-Петербурге, храм воинской славы, одно из великолепнейших храмовых сооружений Санкт-Петербурга.

Главный фасад собора выходит на Невский проспект и формирует неповторимый облик главной магистрали города. Здание храма, задуманное архитектором А.Н. Воронихиным, несёт в себе черты европейской классической архитектуры, в частности, собора Святого Петра в Риме, и в то же время здесь явно прослеживается русский архитектурный стиль с элементами эклектики и классицизма. Собор поражает своей гигантской, слегка изгибающейся колоннадой, которая состоит из 96 тринадцатиметровых колонн коринфского ордера. Эти огромные колонны составлены из блоков камня, привезённого со специальных каменоломен в Гатчине, пригороде Санкт-Петербурга. А во внешнем оформлении собора имеются живописные рельефы и статуи.

Храм Христа Спасителя в Москве

Самый известный и самый главный собор страны.

Его воссоздали в 1990-х годах на месте одноимённого храма, созданного в XIX веке. Храм высотой в 105 метров построен в русско-византийском стиле. Купола собора изготовлены из нержавеющей стали и покрыты тонким слоем золота, а для защиты от атмосферных явлений были также покрыты слоем алмазной пыли. В храме имеются 12 наружных дверей, отлитых из бронзы. В арках и нишах храма помещены многочисленные фигуры святых. В настоящее время храм имеет статус подворья Патриарха Московского и всея Руси.

Богоявленский кафедральный собор в Елохове (Москва)

Был построен в 1837 году по проекту архитектора Е.Д.Тюрина. Здание выстроено в стиле классицизма и увенчано пятью куполами на световых барабанах, составляющими главное украшение храма. На большой центральной ротонде высокие полукруглые окна с изящными росписи поверху, которые разделены парными колоннами. Венчает храм огромный золотой купол с маленькой главкой наверху. Боковые входы в храм – очень большие, разделенные колоннами на три части; сверху расположены полукруглые окна. Всходы обрамлены широкими парными пилястрами. В 1930 году храм стал патриаршим собором. Богоявленский кафедральный собор является сердцем духовной жизни православной России последних 60-ти лет. Он никогда не закрывался.

Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря (Истра)

Уникальное храмовое сооружение, как по сложности, так и по красоте, построенное в 1658-1685 гг..

Собор был задуман как копия храма Гроба Господня в Иерусалиме, но при постройке получилось не точное повторение первообраза, а скорее его художественное преображение. Собор состоит из нескольких частей: в центре – четырехстолпный храм Воскресения, с запада от него – перекрытая высоким шатром ротонда с часовней Гроба Господня, с востока – подземная церковь св. Константина и Елены, а также сохранившиеся фрагменты колокольни.

Успенский собор во Владимире

Кафедральный православный храм Владимирской епархии на Соборной площади города Владимира.

Успенский собор – прекраснейшее архитектурное сооружение Древней Руси, уникальный памятник Владимиро-Суздальского белокаменного зодчества домонгольского времени. По его образцу итальянский зодчий Аристотель Фиораванти строил Успенский собор Московского кремля. В Успенском соборе хранятся образцы искусства лучших художников разных времен от безымянных изографов середины 12 столетия и до гениального Андрея Рублева и мастеров 17-18 веков.

Благовещенский собор Казанского кремля (Казань)

Входит в число древнейших и интереснейших памятников русского церковного зодчества.

Закладку деревянной церкви на месте будущего собора возводят к деяниям царя Ивана Грозного. Собор относят к псковской школе русского зодчества. В этот период мастерам Постнику Яковлеву и Ивану Ширяю было поручено отправиться в Казань для построения нового каменного города (кремля). Главы собора имели первоначально полукруглую форму, но в 1736 году были переделаны. Четыре главы стали луковичными, средняя глава собора была устроена в стиле украинского барокко, покрыта медью и вызолочена. Благовещенский собор в Казанском Кремле Он остается самым древним сооружением в ансамбле Кремля.

Софийский собор в Великом Новгороде

Замечательный памятник архитектуры, который вобрал в себя не только черты русского, но и зарубежного зодчества.

Так, западный вход Софийского собора украшают знаменитые Маглебурские врата XII века. Предание говорит, что это военный трофей, добытый новгородцами при взятии шведской столицы Сигтуны в 1187 году. Есть и Корсунские врата XI века византийской работы, ведущие в Рождественский предел. В годы Великой Отечественной войны собор был разрушен, но формы свои сохранил. В настоящее время он почти такой же, каким был в XI веке. Это пятинефный крестово-купольный храм с тремя апсидами.

Никольский морской собор в Санкт-Петербурге

Красивый храм в стиле елизаветинского барокко, расположенный на Никольской площади.

Он был построен в период с 1753 по 1762 год (архитектор С. И. Чевакинский) на морском полковом дворе на месте деревянного храма, вмещает около пяти тысяч человек. Рядом с собором стоит четырёхъярусная, завершенная высоким шпилем колокольня. Величественное здание Никольского морского собора украшено коринфскими колоннами, собранными в пучки, лепными наличниками, широким антаблементом и увенчано золочёным пятиглавием. Богатую пластику фасада дополняют балконы с узорными коваными решётками. При освящении собор назван морским, так как в нём отмечались победы российского флота.

Владимирский собор в Санкт-Петербурге посвящён Владимирской иконе Божией Матери, одной из самых почитаемых на Руси икон.

Этот пятиглавый храм представляет собой памятник архитектуры переходного стиля от барокко к классицизму, включает две церкви – верхнюю и нижнюю. В настоящее время богослужения проходят только в верхней церкви. Паруса центрального купола украшены скульптурными изображениями евангелистов.

Спасо-Преображенский собор Соловецкого монастыря

Величественный двухстолпный храм, высотою более 40 метров, который не имеет аналогов в средневековой Руси

Его венчают пять глав. Барабан под центральной главой смещен к востоку и воспринимается как шатер. Высокие своды храма опираются на два массивных столпа, свет падает сверху от шатра-барабана, который как бы парит над иконостасом. История главного храма Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря насчитывает без малого шесть столетий. Здесь хранятся святые мощи первооснователей Соловецких – преподобных Зосимы и Савватия.

Собор Успения Пресвятой Богородицы

Крупнейший православный храм Астрахани. Расположен на территории Астраханского кремля.

Построен в 1699—1710 годы, считается одним из лучших образцов русского церковного зодчества начала XVIII века, и является единственным из сохранившихся в России архитектурных храмовых комплексов, где храм и Лобное место соединены.

Благовещенский кафедральный собор, расположенный в центре города Воронежа.

Возведён по проекту архитектора В. П. Шевелёва в Русско-Византийском стиле. Собор находится на Проспекте Революции на территории Первомайского сада. Высота самого храма составляет 85 метров, а его высшей точки — 97 метров. Является третьим по величине в России православным храмом и одним из самых высоких православных храмов мира. Строительство осуществлялось с 1998 по 2009 годы.

Свято-Троицкий собор в городе Муроме, на левом берегу реки Оки.

Возведен в 1643 году. Главным украшением Свято-Троицкого собора являются кованные золоченые кресты — шедевры кузнечной работы муромских умельцев XVII века, — и поливные изразцы того же столетия с разнообразными орнаментами. Изразцы придают Троицкому собору особое изящество и неповторимое своеобразие, отлицающее его от других муромских храмов.

Смольный Воскресения Христова

Собор входит в состав архитектурного ансамбля Смольного монастыря, который находится в Санкт-Петербурге на левом берегу Невы на Смольной набережной.

В 1730-е годы наследница царского престола Елизавета Петровна решила провести последние годы своей жизни в тишине и покое монастыря в окружении ста двадцати благородных девиц. Уже будучи императрицей, она указала построить монастырь на месте «Смольного дома» — дворца, в котором она прожила своё юношество. В монастырский комплекс должны были войти храм с домовыми церквями и колокольней и институт для девушек из дворянских семей. Архитектор собора — Ф. Б. Растрелли.

Троице-Измайловский собор на Троицкой площади в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга.

Полное наименование — Собор Святой Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка. Крестообразный в плане каменный собор увенчан мощным пятиглавием. Храм построен в стиле ампир. На время освящения собор являлся крупнейшим в России. Купола расписаны золотыми звездами по голубому фону по личному указанию Николая I, данному в 1826 году: купола должны быть выкрашены наподобие куполов Архангельского собора в Москве и Тверского в Твери. Фасады собора оформлены шестиколонными портиками коринфского ордера со скульптурным фризом. В нишах портиков находятся бронзовые фигуры ангелов.

Собор Воскресения Христова на Крови, Храм Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге

Православный мемориальный однопрестольный храм во имя Воскресения Христова, сооружён в память того, что на этом месте 1 марта 1881 года в результате покушения был смертельно ранен император Александр II (выражение на крови указывает на кровь царя). Храм был сооружен как памятник Царю-Мученику на средства, собранные по всей России, проект выполнен в «русском стиле», несколько напоминает московский собор Василия Блаженного.

Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, также называемый Собор Василия Блаженного

Православный храм, расположенный на Красной площади Китай-города в Москве.

Широко известный памятник русской архитектуры. До XVII века обычно назывался Троицким, так как первоначальный деревянный храм был посвящён Святой Троице; был также известен как «иерусалимский», что связано как с посвящением одного из приделов, так и с совершавшимся в Вербное воскресенье крестным ходом к нему из Успенского собора с «шествием на осляти» Патриарха.

В настоящее время Покровский собор — филиал Государственного исторического музея. Входит в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в России.

Согласно легенде, архитектор (архитекторы) собора были ослеплены по приказу Ивана Грозного, чтобы они не смогли больше построить подобного храма.

Свято-Троицкий кафедральный собор

Православный храм, входящий в состав архитектурного ансамбля Псковского крома и являющийся главным его строением.

Место строительства храма, который должен был стать центром поселения, выбрала урождённая здесь великая княгиня Ольга, посетив псковскую землю в 957 году. Как гласит летопись, когда она стояла на берегу реки, ей явилось видение в виде трёх лучей, указывающих на это место — именно поэтому храм решили посвятить Живоначальной Троице.

Войсковой Воскресенский Собор город Старочеркасск.

Возле храма находится двухярусная шатровая колокольня высотой 45,8 метра. Это единственное здание такого типа в Южной России.

Вознесенский Войсковой Кафедральный Собор город Новочеркасск

Заложен в 1805г. Возведение его началось в 1811 году, при этом отметим, что более крупный Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге начнут строить в 1818 году, а храм Христа Спасителя в Москве еще позже в 1832 году.

Седьмое по высоте купола соборное здание в России после Храма Христа-Спасителя, Исаакиевского собора, Смольного Воскресенского собора в Петербурге, Троице-Измайловского собора в Петербурге, Храма Спаса на Крови в Петербурге, Троицкого собора в Пскове.

Церковь Вознесения Господня в Коломенском

Православный храм Даниловского благочиния Московской епархии.

Храм расположен в районе Нагатинский Затон, Южного административного округа города Москвы, в бывшем подмосковном селе Коломенское. Храм является шедевром мировой архитектуры, первым каменным шатровым храмом в России.

Храм Василия Блаженного описание доклад сообщение

В столице нашей необъятной Родины, в самом сердце, на Красной площади, стоит один из красивейших православных храмов нашего государства – храм Василия Блаженного.

Строительство началось в 1555 году по приказу царя Ивана Грозного и продолжалось шесть лет. С Божьей благодати, Русской Православной церковью название получил — собор Покрова Божьей Матери на Рву.

Наименование связано с тем, что Пресвятая Богородица явилась миру в святой праздник Казанской Божьей Матери, и в этот день в городе Казань случилась победа русского войска над Казанским ханством. В народе эту святыню называют Храмом Василия Блаженного, именно там находятся мощи святого, к которому не раз обращался за помощью Иван Грозный. Захоронили святого старца на кладбище Троицкой церкви, где и приказал царь строить собор.

Красивое и величественное строение высотой 65 метров имеет 11 куполов. Каждый купол – это отдельная церковь. Престолы церквей хранят светлую память о воинах, павших в битвах за присоединение Казанского ханства к Руси. Нынешний облик храма отличается от первоначального. До этого он был окрашен в светлые тона, затем его реконструировали, изменив при этом наружный облик и цвет куполов. Празднично и красиво храм выглядит в наши дни.

В летописи старых времен сохранены имена мастеров, создавших поистине это грандиозное произведение искусства. Ими являются архитекторы и художники Постник и Барма, имена которых сохранены в анналах РПЦ.

Неоднократно за свою историю русская святыня была под угрозой уничтожения. Первый раз во время войны с Наполеоном, в Москве полыхали пожары, церковь была заминирована, огонь тоже нанес свой урон, но чудесным образом храм выстоял и сохранился, как будто сама Богородица оберегала его с небес.

Историческим памятником культуры собор стал в 1918 году. В смутные времена правления, когда под запретом были церковные богослужения и повсюду сносили церкви, храм Василия Блаженного не тронули.

Сегодня собор является историческим музеем. Внутри восстановлен его первоначальный облик ХVI века, внешняя отделка выполнена «под кирпич». Огромное количество гостей столицы, бывая на Красной площади, посещают этот храм, оставляя в памяти незабываемые впечатления.

Доклад на тему Храм Василия Блаженного

Собор, имеющий второе название в качестве Покровского, располагается на территории Красной площади и построен в середине XVI века под руководством зодчих Постника Яковлева и Бармы по повелению Ивана Грозного, решившего увековечить победу в битве с Казанским ханством в 1552 году.

Своим названием храм обязан хранением в нем мощей блаженного юродивого Василия, возведенного в ранг святых.

Возведение храма осуществлялось более шести лет и его нынешняя архитектурная композиция состоит из девяти церквей, выстроенных из белого кирпича по единому основанию, объединенных внутренними галерейными проходами, украшенными пышными растительными орнаментами в виде трав и цветов, а также роспись, имитацией которой является кирпичная кладка. Купола храма созданы в виде разнофигурных, узорных, луковичных и многоцветных глав, при это на центральной церкви Покровского собора установлен купол в форме шатра, который внутри отделан орнаментальной черно-красной росписью, выполненной на белом фоне. Наружный декор храма выполнен с использованием пилястр, филенок, стрел, муфтированных колонок, розеток.

Интерьер церквей, входящих в состав храма, выполнен в виде масляных иконостасов, являющихся уникальными бесценными историческими памятниками, относящимися к периоду XVI-XVII столетий, например, Житие Александра Невского, Вход в Иерусалим, Троица.

В храме за долгие годы его существования собран уникальный фонд, который включает в себя предметы древнерусского прикладного искусства и живописи, состоящие из металлических, деревянных, тканевых исторических вещей, предметов, относящихся к ризнице собора, а также рукописей и старопечатных книг.

С начала тридцатых годов двадцатого столетия храм Василия Блаженного является одной из составных частей памятников истории, входящих в состав Государственного Исторического музея, в которых на постоянной основе проводятся научные и реставрационные исследования, позволяющие представлять посетителям необыкновенно интересные экспозиции.

С конца двадцатого века в помещении храма в дни праздника Покрова и Василия Блаженного можно посетить церковные богослужения, а также поучаствовать в патриарших и владычных службах.

Величественность и красота Покровского собора относят его к одному из самых знаменитых московских и всероссийских памятников архитектуры и зодчества.

2, 3, 4 класс.

Картинка к сообщению Храм Василия Блаженного

  • Домашние животные

    На всём белом свете нет такого уголка, где не находились бы животные. Их невероятно много, поэтому они за численностью видов занимают первое место.

  • Что такое сутки?

    Люди – обитатели планеты Земля, которая, как известно, является частью огромного космического пространства в целом и Солнечной системы в частности. Особенность обитания на Земле заключается в

  • Живая клетка

    Название «живая клетка» получилось благодаря ученому из Англии Р.Гука в 1665 году. Изучение самой клетки началось в 19 веке. В настоящее время под понятием «живая клетка» понимают функционал

  • Ромашка

    Ромашка – это многолетнее цветковое растение, которое известно каждому человеку с детства. Самый распространенный вид этого цветка называют ромашкой аптечной.

  • Закон всемирного тяготения

    Закон всемирного тяготения был открыт Исааком Ньютоном в 1666 году. Впервые закон был сформулирован и опубликован Ньютоном в 1687 году. Открытие ученого внесло неоценимый вклад в развитие нау

  • Буддизм

    Подобно многим мировым религиям буддизм возник и сформировался благодаря фигуре основателя – уникальной личности, которая смогла предложить людям нечто невероятное, способ познания

История, загадки и обзор Храма Василия Блаженного – самой красивой церкви России

Храм Василия Блаженного – самая красивая и загадочная церковь в России. Зодчих, создавших храм, ослепили. Сам Сталин не позволил собор снести, а во время Великой Отечественной войны здание прятали от обстрелов.

Истинное название храма – Собор Покрова Богородицы, что на Рву, за которым в народе закрепилось название «собор Василия Блаженного». Действующий православный храм, музей и достопримечательность Красной площади, узнаваемый символ Москвы для иностранцев, охраняемый объект наследия ЮНЕСКО – храм Василия Блаженного.

Предания старины

Собор возведен в 1555-1561 годах на Красной площади в Москве, близ Спасских ворот Кремля, над спуском к Москве-реке, по велению Ивана Грозного. На месте, где красуется собор, в XVI веке соорудили оборонительный ров глубиной 13 и шириной 36 метров, проходивший вдоль кремлевской стены через Красную площадь. Ров засыпали в 1813 году.

Царь, отправляясь на покорение Казанского ханства – части бывшей Золотой Орды – дал обет Богу построить невиданный прежде храм на Руси, если победит нашествие врагов.

Строили храм 6 лет только в теплое время года. Согласно легенде, царь наблюдал за строительством с башни на кремлевской стене. Чтобы сохранить прекрасную постройку в единственном неповторимом экземпляре, зодчих собора Барму и Постника по приказу Ивана Грозного ослепили.

Во время Великой Отечественной войны храм замаскировали, чтобы спасти от бомбежек. После войны Сталину предлагали убрать собор как помеху для проведения победного парада. Каганович, показывая Сталину макет площади, приготовленной для парада, убрал изображение храма. Сталин резко оборвал его: «Лазарь, поставь на место!» С тех пор неприкосновенность храма ни у кого не вызывала сомнения.

Архитектурная композиция собора

Архитектура собора необычна. Храм Василия Блаженного – сооружение нарядное, праздничное, похожее на гигантский цветочный куст. У здания высотой 60 метров нет глубокого фундамента. Девять самостоятельных храмов с отдельным входом построены на едином основании – подклете (наземном подвале) – и соединены между собой внутренними сводчатыми переходами, украшенными орнаментом в виде трав и цветов.

Постройку возвели из кирпича, фундамент и цоколь – из белого камня. Стены храма толщиной 3 метра, высота приделов – 6 метров. За толстыми стенами устраивались тайники, в которых хранилась царская казна.

Первоначально снаружи храм окружала открытая галерея-гульбище. Центральная церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы завершалась высоким шатром, отделанным внутри черно-красной росписью на белом фоне. Шатер – идея Божественного покрова, распростертого над русской землей – укреплен на «стояке», круговой конструкции, уходящей в небо. Наружный декор – пилястры, филенки, стрелы, розетки.

Приделы увенчаны луковичными главками-куполами с крестами. На луковках – изразцы, яркое и праздничное украшение с неповторимым рисунком. Купола собора похожи друг на друга, но при этом выполнены по-разному: воплощена идея частичных отличий при общем подобии. Трехшатровая открытая звонница с массивным колоколом дополняла ансамбль собора, роспись стен которого имитировала кирпичную кладку.

В 1588 году к собору пристроили десятую церковь над могилой московского чудотворца Василия Блаженного. Церковь – самостоятельный храм с отдельным входом, где проходили богослужения: остальные храмы не отапливались. С XVII века имя придела перенесли на собор с «народным» наименованием «храм Василия Блаженного».

Со временем собор изменился: к нему пристроили одиннадцатую церковь, появилась ризница – хранилище церковных ценностей и святынь. Храм украсили сводчатыми шатровыми крыльцами с орнаментальной росписью, напоминающей цветочные ковры. Снаружи роспись – имитация кладки из валунов – «дикий камень».

12 июля 1561 года собор освятил митрополит Макарий. Каждая церковь получила посвящение в честь церковного праздника и дней, в которые проходили решающие бои за Казань. Центральный престол назван в честь Покрова Богородицы, потому что 14 октября, в день праздника Покрова, начался штурм Казани. По наименованию главной церкви собор получил название. Перед храмом – памятник Минину и Пожарскому.

Интерьер храма

Внутреннее пространство храма – бесконечная вереница сводчатых помещений, украшенных экспозициями из истории строительства собора. Всюду чувствуется древность. Архитектурное украшение – ступенчатые подоконники узких высоких окон, которые отражают и рассеивают свет, попадающий на каждую ступеньку, поэтому в храме светло и уютно.

Под окнами – маленькие круглые отверстия (голосники), которые не усиливают звук, а очищают от лишних голосовых колебаний. Звук становится сочным и ярким, песнопения, проповеди и молитвы слышны отчетливо.

Собор украшен росписью, выполненной масляными красками. На стенах – сюжеты из жития святого Василия Блаженного. На западной стороне – образ Покрова Пресвятой Богородицы. Верхний ярус расписан фресками святых – покровителей царского дома Романовых: мученицы Ирины, Иоанна Предтечи, святой Анастасии Узорешительницы и Федора Стратилата. На южной стороне – Богоматерь Владимирская с избранными святыми московского круга.

Паруса свода (треугольники под потолком) расписаны иконами Евангелистов, а перекрытия – иконами Спаса Нерукотворного, Иоанна Предтечи, Божией Матери. Под куполом – образ Спаса Вседержителя.

Иконостас создан по проекту архитектора Андрея Павлинова и украшен резьбой по дереву и прорезным позолоченным кружевом. Он так велик для небольшого храма Покрова, что продолжается на боковых стенах. Иконостас украшают старинные иконы – Богоматерь Смоленская XVI века и образ святого Василия Блаженного на фоне Красной площади московского Кремля, написанный в XVIII веке.

Путешествие сквозь время

Собор несколько раз был на краю гибели. В 1812 году во время войны с Наполеоном здесь размещались французские конюшни, в Москве полыхали пожары, а храм заминировали, чтобы взорвать. Вопреки всему, он сохранился, будто сама Богородица оберегала его. Разграбив ценности, завоеватели оставили церковь. Во времена запрета на богослужения храм Василия Блаженного не тронули.

В 1918 году собор взят под охрану государства как памятник национального и мирового значения. Богослужения совершались регулярно до начала XX века. Последнего настоятеля храма Иоанна Восторгова расстреляли.

С 21 мая 1923 года собор открыт для посетителей как историко-архитектурный музей. В 1928 году храм стал филиалом Государственного исторического музея и является им поныне. В соборе проведены 4 глобальные реставрации. В 1990 году Покровский собор включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в России.

Указом Президента РСФСР от 18 ноября 1991 года Русской Православной Церкви разрешено проведение регулярных богослужений в кремлевских соборах и в соборе Василия Блаженного. Первое богослужение в храме состоялось на престольный праздник Покрова Пресвятой Богородицы 14 октября 1991 года.

2001 год – начало реставрационных работ в храме, продолжавшихся 10 лет. На восстановление интерьера 10 церквей потрачено 390 миллионов рублей. В 2008 году собор вошел в «семерку чудес света» России. 15 августа 1997 года после реставрации открыта церковь Василия Блаженного с регулярным богослужением.

Видео: тайна куполов

Кто построил храм Василия Блаженного? Основные версии

Одним из самых ярких, величественных и таинственных памятников архитектуры столицы является храм Василия Блаженного. Еще в 16-м веке странники и заезжие люди, посещая этот собор, навсегда оставались очарованы его статностью и красотой. Но до сих пор в мире существует несколько легенд о том, кто построил храм Василия Блаженного.

История храма Василия Блаженного

Строительство собора, и именно так его именуют в народе, началось в 1555 году. И всего за 6 лет строители возвели невиданной красоты дворец из камня. Распоряжение о заложении храма поступило от царя всея Руси Иоанна Грозного в честь победы, которую одержали русские войска над казанским ханом. Случилось это событие в один из православных праздников — Покрова Пресвятой Богородицы, поэтому этот собор часто называют Храм Покрова Божьей Матери.

История храма Василия Блаженного до сих пор загадочна и неясна.

Легенда первая

Храм построил архитектор, настоящее имя которого Постник Яковлев. Такое прозвище он получил за то, что тщательно и долго постился. Это был один из самых искусных мастеров Пскова. Позднее он был отправлен в Казань, чтобы руководить строительством каменного города. Интересна притча, которая рассказывает о сборе денег на строительство прихода. В Москве жил и побирался Василий Блаженный. Собранные монеты он бросал через правое плечо в одно место, и никто не осмеливался взять хотя бы одну. Со временем, когда денег оказалось достаточно, Василий отдал их Иоанну Грозному.

Но факты говорят о том, что это всего лишь красивая сказка, так как юродивый скончался еще до того, как было решено возводить собор. Тем не менее именно на месте постройки здания был захоронен Василий Блаженный.

Легенда вторая

Над возведением собора колдовали сразу два мастера — Постник и Барма. Легенда гласит, что как только Иван Грозный увидел построенное здание, то был поражен его необычностью и ансамблем. Чтобы зодчие больше не смогли повторить такую красоту, царь приказал выколоть архитекторам глаза. Но эта версия не находит подтверждения, так как имя Постника встречается в более поздних летописях. Получается, что мастер мог заниматься строительством других построек.

Легенда третья

Самой реалистичной версией считается следующая: храм возводили под руководством зодчего, который приехал из Западной Европы. Доказательством этого факта считается необычный стиль, в котором переплетены узоры русского и западноевропейского зодчества. Но официально эта версия нигде не подтверждена.

Покушения на строение

За всю свою долгую историю храм мог быть подвергнут уничтожению или разорению. Но всегда какое-то чудо спасало эту гордость России.

В 18-м веке во время пожара в Москве здание было охвачено пламенем, но мужественные москвичи как могли спасали храм. В результате строение пострадало, но выстояло. Позже его воссоздали практически в том же виде, как и до пожарища.

В 19-м веке, когда Наполеон вошел в столицу России, в соборе были сооружены сараи для лошадей. Позже, при уходе из Москвы, император в ярости приказал не оставить и камня в этом соборе. Замечательное строение должно было быть взорвано. И опять героические москвичи и Господь Бог помогли отстоять храм. Когда французские солдаты стали зажигать фитили, которые шли к бочкам с порохом, люди стали ценой своей жизни гасить огонь. И тут им на помощь пришел дождь. Ливень хлынул с такой сокрушительной силой, что затушил все искры.

Уже в 20-м веке Каганович, показывая макет обновления и перестройки Красной площади Иосифу Сталину, убрал фигурку храма, решив снести его навсегда. Но верховный главнокомандующий грозно сказал: «Лазарь, поставь на место!».

В 1936 году при строительстве автомобильных дорог было решено уничтожить храм, так как он мешал движению. Но на его защиту встал московский реставратор Барановский. В Кремль от него поступила телеграмма: «Если решите взорвать храм, взрывайте вместе со мной!».

Убранство храма

По виду это живописное сооружение представляет собой ансамбль церквей. В самом центре стоит Покровская церковь, самая высокая среди всех. Вокруг неё расположены еще 8 приделов. Каждый храм венчает купол. Если посмотреть на собор с высоты птичьего полета, это здание представляет собой пятиконечную звезду. Это символ небесного Иерусалима.

Каждая церковка по своей сути уникальна и неповторима. Свои имена они получали по названию праздников, на которые выпадали решающие битвы за Казань.

  • В честь праздника Троицы.
  • Николая Чудотворца (в честь Великорецкого образа).
  • Вербного воскресенья, или Входа Господня в Иерусалим.
  • Мучеников Киприана и Устины. В дальнейшем Адриана и Натальи.
  • Святителей Павла, Александра и Иоанна Константинопольских — до 18-го века, затем Иоанна Милостивого.
  • Александра Свирского.
  • Варлаама Хутынского;
  • Григория Армянского.

Позднее был пристроен еще один придел в честь юродивого Василия Блаженного.

Каждый купол имеет свои разнообразные украшения — кокошники, карнизы, окна и ниши. Все храмы соединены перекрытиями и сводами.

Внутри храма можно насчитать 9 иконостасов и около 400 икон, многие из которых относятся к 16-му веку и принадлежат кисти знаменитых иконописцев. Стены расписаны масляными красками и украшены старинными фресками.

Особое место в церкви отводится картинам, на которых изображены портреты именитых особ и красочные пейзажные зарисовки. Все желающие могут прочувствовать атмосферу времен Ивана Грозного, если внимательно изучат церковную утварь того времени.

В самом низу находится подклет, который образует основание собора. Он состоит из отдельных комнат, в которых раньше прятали казну, а богатые горожане приносили сюда нажитое добро.

Рассказать о красоте этого храма невозможно. Для того чтобы навсегда полюбить это место, нужно обязательно его посетить. Тогда в сердце любого человека появится гордость за то, что этот уникальный и таинственный собор находится у нас в России. И неважно, кто построил храм Василия Блаженного, этот фантастический и потрясающе красивый символ нашей Родины.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *